Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

верлен поль

Энциклопедический словарь

Верле́н Поль (Verlaine) (1844-1896), французский поэт-символист. Ввёл в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).

* * *

ВЕРЛЕН Поль - ВЕРЛЕ́Н (Verlaine) Поль (1844-96), французский поэт-символист. Ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность (сборники «Галантные празднества», 1869; «Романсы без слов», 1874; «Мудрость», 1881). Книга литературно-критических статей «Проклятые поэты» (1884). Автобиографическая «Исповедь» (1895).* * *

ВЕРЛЕ́Н (Verlaine) Поль (30 марта 1844, Мец - 8 января 1896, Париж), французский поэт.

Биография в поэтических сборниках

Верлен родился в семье капитана саперных войск и дочери богатого сахарозаводчика. Детство поэта было счастливым: обожавшие своего единственного и долгожданного сына родители (особенно мать) во всем ему потакали и баловали его. Верлен учился в лицее Бонапарта (ныне Кондорсе), где начал писать стихи. Завершив образование, он поступил на работу в страховое общество, а затем в ратушу. В 1863 опубликовал свое первое стихотворение. В 1866 уже восемь его стихотворений появились в сборнике «Современный Парнас». В том же году Верлен издал собственный сборник «Сатурнические стихотворения», значительную часть которых составили произведения, написанные под заметным влиянием Шарля Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль), Теофиля Готье (см. ГОТЬЕ Теофиль) и парнасцев. В 1868 появилась брошюрка под названием «Подружки»: эти несколько стихотворений были посвящены теме лесбийской любви (см. ЛЕСБИЙСКАЯ ЛЮБОВЬ), и ничтожный тираж был немедленно конфискован полицией (позднее «Подружки» вошли в сборник «Параллельно»). В 1869 вышла вторая книга Верлена «Галантные празднества», главной темой которых стали мотивы искусства. В том же году поэт познакомился с Матильдой Мотэ де Флервиль и после помолвки в июне 1869 начал работать над сборником «Добрая песня», целиком посвященной невесте. Книга, вышедшая в свет 12 июня 1870, за два месяца до венчания, стала свадебным подарком Матильде. Четвертый сборник «Романсы без слов» (1874) представлял собой лирический дневник, в котором описывались впечатления от путешествия по Бельгии и Англии.

Встреча с Рембо

Стихи сборника создавались с весны 1872 по весну 1873 и были самым непосредственным образом связаны с драматическими отношениями Верлена и Рембо (см. РЕМБО Артюр). Роковая для обоих поэтов встреча произошла в сентябре 1871, когда шестнадцатилетний Рембо приехал по приглашению Верлена в Париж. Очень скоро семейная жизнь Верлена дала трещину: даже рождение сына не могло спасти этот брак. 7 июля Верлен ушел из дома по настоянию Рембо. Оба поэта отправились в Англию, где вели разгульное и одновременно полунищенское существование. Дважды Рембо оставлял своего друга, но возвращался, откликаясь на его отчаянные призывы. Развязка наступила 10 июля 1873 в Брюсселе: когда Рембо вновь заговорил о своем желании вернуться в Париж, смертельно пьяный Верлен дважды выстрелил в него, легко ранив в руку. По приговору суда Верлен был осужден на два года тюрьмы, где пережил духовный кризис и обратился к католической вере. Освободившись, Верлен в феврале 1875 приезжает в Штутгарт для встречи с Рембо. Свидание закончилось ссорой, и бывшие друзья расстались навсегда.

1880-1890-е годы

В 1881 Верлен издал сборник «Мудрость», назвав его «книгой новообращенного»: основная часть стихотворений была написана в бельгийской тюрьме и во время пребывания в Англии в 1875-1879. Широкая публика узнала о существовании таких поэтов, как Верлен и Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан), из знаменитого романа Гюисманса (см. ГЮИСМАНС Шарль Мари Жорж) «Наоборот» (1884), главный герой которого обладал самыми утонченными литературными вкусами. Сборник «Когда-то и недавно» (1885) был издан, когда Верлен начал становиться знаменитым: именно сюда вошло прославленное «Поэтическое искусство», написанное в апреле 1874 по случаю двухсотлетия «Поэтического искусства» Буало (см. БУАЛО Никола). В 1888 появился сборник «Любовь» - книга «католических» стихов Верлена. Более трети стихотворений этого сборника объединены в цикл, посвященный памяти любимого ученика Верлена - Люсьена Летинуа. Через год вышла книга с характерным названием «Параллельно», в которой Верлен, по его собственным словам, «как бы притворялся приверженцем дьявола». Книгу «Счастье» (1891) обычно называют заключительной частью трилогии (куда входят также «Мудрость» и «Любовь»). Книга «Песни к ней» (1891) посвящена несостоявшейся танцовщице Эжени Кранц, которая стала спутницей последних лет и дней Верлена. Книга «Сокровенные обедни» (1892) - еще одно собрание католических стихов - была посвящена памяти Бодлера. Последний прижизненный сборник Верлена «Эпиграммы» вышел в 1894.

Прозаические произведения Верлена обычно делят на «прозу воображения» и автобиографическую. К первой относятся «Записки вдовца» (1886). Составившие ее разнородные миниатюры были написаны в основном в 1883-1884. Автобиографию Верлена составляют воспоминания «Мои больницы» (1891), «Мои тюрьмы» (1893) и начатая незадолго «Исповедь», которую поэт не успел завершить.

Импрессионизм и символизм

Верлену принадлежит более тысячи стихотворений. Он начинал как соратник парнасцев Леконта де Лиля (см. ЛЕКОНТ ДЕ ЛИЛЬ Шарль) и Теофиля Готье, но уже в «Романсах без слов» его стиль становится «импрессионистическим»: это мир смутных, трудноуловимых настроений, ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок - над однотонным цветом, светотень - над светом и тенью. Поэзия Верлена насыщена меланхолией и безысходностью, во многом обусловленной обстоятельствами его жизни. Подхватив идею Бодлера о разрыве между действительностью и мечтой, он довел ее до логического конца: грезы являются единственным убежищем поэта. Свято веруя в абсолютную реальность грез, Верлен фактически стирает грань между субъективным и объективным: его стихи воздействуют не своим прямым предметным значением, а навеянным и «подсказанным» настроением. Именно поэтому символисты считали Верлена одним из своих предшественников.

Энциклопедия Кольера

ВЕРЛЕН Поль (Verlaine, Paul)

ПОЛЬ ВЕРЛЕН. Портрет работы Ф. Казальса.

ПОЛЬ ВЕРЛЕН. Портрет работы Ф. Казальса.

(1844-1896), французский поэт. Родился 30 марта 1844 в Меце. В 1851 семья переехала в Париж, где Верлен поступил в лицей. В 1862 получил место чиновника в страховой компании. В 1866, в первом выпуске поэтического альманаха "Современный Парнас" ("Le Parnasse contemporain"), появляются стихи еще не известного в ту пору Верлена. В том же году вышел его первый сборник Сатурнические стихи (Pomes saturniens), оставшийся незамеченным. В 1869, начитавшись К.Гольдони и братьев Гонкур о 18 столетии, Верлен опубликовал Галантные празднества (Ftes galantes). В 1870 выпустил навеянный помолвкой с Матильдой Моте сборник Добрая песня (La Bonne chanson), в котором заметен отход от парнасской манеры письма. Участник Парижской Коммуны, Верлен вынужден был после ее падения на время покинуть Париж. Вернувшись, познакомился с А.Рембо и в 1872 отправился с ним сначала в Бельгию, а затем в Англию, написав за это время книгу стихов Песни без слов (Romances sans paroles, 1874). Верлен не пользовался свободным стихом, однако его виртуозное владение традиционными стиховыми формами, смазанность рифм и ритмическое многообразие создают непревзойденную в лирической поэзии напевность. В 1873 Верлен ранил Рембо в руку; суд приговорил его к двум годам заключения. В тюрьме он сделался ревностным католиком. Выйдя на свободу в 1875, несколько лет преподавал в Англии и Франции, пытался заняться сельским хозяйством. В 1881 вышел прославивший его сборник Мудрость (Sagesse). В 1884 Верлен опубликовал прозаический текст Проклятые поэты (Les Potes maudits), способствовавший признанию новой поэзии как школы, и книгу стихов Давно и недавно (Jadis et nagure). К концу жизни Верлен стал почти легендарной личностью почти легендарная. К 1885 он - признанный "князь поэтов". Умер Верлен 8 января 1896.

ЛИТЕРАТУРА

Горький А.М. Поль Верлен и декаденты. - В кн.: Горький А.М. Собрание сочинений, т. 23. М., 1953 Грачев Р. Поль Верлен. - В кн.: Писатели Франции. М., 1964 Верлен П. Лирика. М., 1969 Верлен П. Избранное. М., 1996 Верлен П. Романсы без слов. СПб, 1998 Верлен П. Стихотворения. М., 1998

Полезные сервисы